ИНФОРМАЦИЯ
об основных итогах работы управления
административных органов Липецкой области за 2019 год
В её основу положена деятельность координационного совещания по обеспечению правопорядка в Липецкой области; областных антитеррористической и антинаркотической комиссий; областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – ОКБДД); межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Липецкой области. Все они работают под председательством главы администрации Липецкой области или его заместителей. Обеспечение их деятельности возложено на УАО.
Кроме того, начальник управления является заместителем председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Липецкой области (далее – КЧСиОПБ). Её возможности активно используются УАО для инициации рассмотрения наиболее проблемных вопросов по указанной тематике.
В 2019 году состоялось 23 заседания названных комиссий, на которых рассматривались ход исполнения поручений Президента и Правительства Российской Федерации, руководства Липецкой области, а также другие актуальные темы, касающиеся различных приоритетных направлений в обеспечении комплексной безопасности населения и территории Липецкой области. В их числе вопросы организации мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в сфере противодействия терроризму; обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры Липецкой области; выявления угроз террористического характера; борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; организации и проведения областного форума по защите прав семьи и детей, профилактике преступности несовершеннолетних «Вместе ради детей!» (далее – Форум «Вместе ради детей!»); состояния безопасности дорожного движения; противодействия наркомании и наркопреступности, в том числе рассмотрение результатов мониторинга наркоситуации в регионе за 2018 год и утверждение соответствующего доклада; состояния работы по противодействию распространения в регионе нелегальной алкогольной продукции; о реализации приоритетных направлений построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»; безаварийного пропуска весенних паводковых вод; результатов отопительного сезона; подготовки к пожароопасному периоду и купальному сезону; готовности детских лагерей к оздоровительной кампании и ряд других.
В рамках реализации имеющихся полномочий УАО проведены мониторинг наркоситуации в Липецкой области за 2018 год и анализ деятельности антинаркотической комиссии в Липецкой области с подготовкой докладов в Государственный антинаркотический комитет, а также мониторинг в сфере профилактики правонарушений с последующим докладом в МВД России; разработан Комплексный план мероприятий по обеспечению правопорядка в Липецкой области на 2019 год и комплекс мер по профилактике правонарушений и иных негативных явлений.
В целях повышения уровня профессионального мастерства сотрудников службы участковых уполномоченных полиции, повышения эффективности работы по профилактике правонарушений, уровня организации работы с населением УАО организованы и проведены областные конкурсы на звания «Лучший участковый уполномоченный полиции Липецкой области», «Лучшее подразделение участковых уполномоченных полиции Липецкой области», XVIII областной съезд участковых уполномоченных полиции.
Для повышения престижа профессии организован и проведён конкурс профессионального мастерства среди работников аппаратов мировых судей и определены лучшие по профессии в номинациях «Лучший помощник мирового судьи», «Лучший секретарь судебного заседания» и «Лучший администратор судебного участка».
Во взаимодействии с учреждениями и ведомствами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних УАО приняло участие в организации Форума «Вместе ради детей!», направленного на профилактику подростковой преступности, семейного неблагополучия, на предупреждение преступлений, совершаемых в отношении детей и подростков, в том числе проживающих в замещающих семьях, защите их прав и законных интересов.
Во исполнение пункта 8 постановления администрации Липецкой области от 15 мая 2019 года №240 «Об итогах социально-экономического развития области, исполнении консолидированного бюджета области и областного бюджета за 2018 год и задачах на 2019 год» управлением административных органов Липецкой области проведён анализ реализации в Липецкой области мероприятий в сфере профилактики правонарушений за 6 месяцев 2019 года. В ходе него выявлены характерные недостатки, влияющие на состояние преступности в Липецкой области, определены пути их устранения. Материалы анализа были направлены в органы местного самоуправления для изучения и реализации предложенных мер (исх. №АК-2241 от 15 июля 2019 года).
В рамках внедрения в деятельность УАО бережливых технологий, разработано и реализуется 3 проекта.
В отчётный период УАО оказано содействие по материально-техническому обеспечению правоохранительной деятельности в рамках государственной программы «Обеспечение общественной безопасности населения и территории Липецкой области».
Продолжена эксплуатация системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Липецкой области (далее – система –112). В 2019 году поступило более 600 тыс. звонков, что сопоставимо с данными за 2018 год. При этом рост количества вызовов, направленных для реагирования в экстренные оперативные службы, составил более 45%.
Контроль за функционированием системы – 112 обеспечивается посредством проведения совместных практических мероприятий с персоналом дежурно–диспетчерских служб оперативных служб и единых дежурно–диспетчерских служб муниципальных образований. В отчётном периоде проведено более 3000 таких мероприятий.
По итогам 2019 года отмечены положительные изменения криминогенной обстановки в результате принимаемых в целом по Липецкой области мер по обеспечению соблюдения законности и правопорядка.
Общее количество зарегистрированных преступлений уменьшилось на 1,3%. На 22,2% сократилось число разбойных нападений, на 16,1% – грабежей, на 10,2% – число фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 8,1% – квартирных краж. На 2,2% снизилось число противоправных деяний, совершённых на улицах, на 6,2% – в состоянии опьянения. Отдельно следует отметить уменьшение на 16,2% количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также с незаконным оборотом оружия (–11,2%). Кроме того, на 1,5% снизилось количество преступлений экономической направленности. Общий ущерб от преступной деятельности уменьшился на 16,1% и составил 1 059 640,3 тыс. рублей.
Кроме того, в 2019 году органами правопорядка изъято из незаконного оборота более 41,4 кг наркотических средств и психотропных веществ.
По итогам 2019 года показатель «Уровень преступности, ед. на 100 тыс. населения» в соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 29 марта 2019 года №147-р «Об утверждении ключевых показателей деятельности органов исполнительной государственной власти Липецкой области» составил 1065 ед., что на 0,8% меньше, чем в 2018 году.
В отчётный период УАО принимались меры по сокращению аварийности и смертности на дорогах. Основные усилия были направлены на совершенствование координации деятельности всех субъектов профилактики дорожно-транспортного травматизма. Проводилась системная информационно-пропагандистская и предупредительная работа с использованием средств массовой информации (далее – СМИ), социальной рекламы и иных форм информационно-пропагандистского воздействия по вопросам соблюдению правил дорожного движения.
По результатам 2019 года в сравнении с 2018 годом отмечено снижение на 15% числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП). Показатель социального риска, то есть числа погибших в ДТП на 100 тыс. населения составил 15,3 при контрольном значении не более 19.
Кроме того, в отчётный период на 45,2% уменьшилось количество погибших в ДТП по вине нетрезвых водителей, на 8% сократилось количество уголовно-наказуемых ДТП. Число случаев повторного управления автотранспортом в нетрезвом виде снизилось на 27,6%.
Проведённый ежегодный анализ причин смертности от ДТП показал, что основными из них явились: нарушение скоростного режима, очередности проезда, проезд на запрещающий сигнал светофора и управление автомобилем без учёта дорожных, атмосферных условий и освещения. Доля ДТП, произошедших по причине технической неисправности автомобилей невелика. По результатам анализа были выработаны предложения по снижению аварийности и смертности на дорогах, которые учтены в работе ОКБДД.
Оценивая ситуацию на дорогах Липецкой области, необходимо отметить рост автомобилизации населения. В 2019 году количество зарегистрированного автомобильного транспорта уже превысило 527 тыс. единиц при численности населения свыше 1,14 млн. человек, что опережает аналогичные данные других регионов ЦФО.
В отчётный период проведены мероприятия в рамках исполнения функции УАО по организации на территории Липецкой области мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма.
Помимо обеспечения деятельности антитеррористической комиссии в Липецкой области (далее – АТК), организовано функционирование созданных при ней рабочих групп по антитеррористической защищенности объектов и территорий региона, по информационному противодействию терроризму и экстремизму.
Аппаратом АТК, в целях повышения эффективности мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов в Липецкой области, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму, в марте проведён анализ организации работы по совместному решению заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти региона и органами местного самоуправления задач по выявлению угроз террористического характера, в том числе связанных с проникновением на территорию Центрального федерального округа по каналам миграции сторонников международных террористических организаций и формированием ими законспирированных ячеек, а также незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. На совместном заседании АТК и Оперативного штаба в Липецкой области (апрель) проведено заслушивание ответственных лиц за реализацию указанных задач.
Также, организована стажировка в аппарате АТК секретарей антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях.
Для совершенствования подготовки федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по профилактике терроризма, аппаратом АТК разработаны и направлены в Минтруд России предложения по вопросам, рекомендуемым к изучению сотрудниками указанной категории с учётом области и вида их профессиональной служебной деятельности.
В 2019 году организована работа по подготовке к пожароопасному периоду. Разработаны и утверждены все необходимые организационно-планирующие документы.
В целях минимизации вероятности возникновения природных и техногенных пожаров на территории Липецкой области дважды вводился особый противопожарный режим (постановления администрации Липецкой области от 23 апреля 2019 года № 219 и от 30 августа 2019 года №378).
Вопросы безопасного прохождения пожароопасного сезона рассмотрены на КЧСиОПБ регионального и муниципального уровня.
В соответствии с Планом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории Липецкой области для тушения и защиты населенных пунктов в 2019 году спланирована группировка сил и средств в составе 18683 человек и 1801 единицы техники. Ежемесячно с исполнительными органами государственной власти Липецкой области, органами местного самоуправления и организациями проводятся необходимые тренировки и учения.
Для предупреждения пожаров проведён комплекс превентивных инженерно-технических мероприятий, в том числе: опашка населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам, устройство противопожарных минерализованных полос, оборудование водоисточников и подъездных путей к ним.
Для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период создан резерв финансовых средств и материальных запасов.
По вопросам пожарной безопасности в СМИ опубликовано 365 статей, проведено 1840 выступлений на радио и 365 – на телевидении, на интернет–сайтах информационных агентств Липецкой области размещено более 3700 информаций.
В рамках профилактической работы в жилом секторе субъектами профилактики пожаров проведено более 670 сходов граждан с охватом свыше 11,7 тыс. человек, более 914 тыс. подворовых обходов, распространено 924,7 тыс. памяток и листовок, проинструктировано 921,7 тыс. человек.
С начала 2019 года органами государственного пожарного надзора проведено 2942 проверки, по результатам которых выдано 633 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, предложено к устранению 3013 противопожарных мероприятий. За нарушение требований пожарной безопасности составлено 944 протокола об административных правонарушениях. Назначено 322 наказания в виде штрафа на сумму более 3,98 млн. рублей.
Совместными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления в Липецкой области проводится работа по развитию добровольной пожарной охраны (далее – ДПО).
По состоянию на 31 декабря 2019 года в регионе осуществляют деятельность 349 подразделений ДПО численностью 8333 человека, оснащенных 46 единицами техники.
Для отработки практических навыков добровольные пожарные привлекались к учениям и тренировкам, проводимым для органов управления, сил и средств Липецкой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях повышения эффективности деятельности подразделений ДПО в области обеспечения пожарной безопасности ежегодно проведен областной смотр-конкурс «Лучшее подразделение добровольной пожарной охраны Липецкой области», в котором приняли участие лучшие добровольные пожарные команды муниципальных образований.
В особый противопожарный период добровольные пожарные активно привлекались к патрулированию границ населенных пунктов, смежных с лесными массивами.
Для привлечения большего числа граждан к профилактике пожаров с 2018 года на плановой основе Государственным (областным) учреждением дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций Липецкой области» (далее – УМЦ), являющимся подведомственным УАО, проводятся выездные обучающие семинары по теме: «Основы ведения противопожарной пропаганды и обучения населения требованиям пожарной безопасности». В 2019 году проведены 4 таких семинара в муниципальных районах Липецкой области.
В 2019 году добровольные пожарные участвовали в тушении 481 пожара. Ими потушено самостоятельно 5 пожаров.
В отчётном периоде в сфере особого внимания администрации Липецкой области находились вопросы организации безопасности людей на водных объектах.
В апреле было проведено заседание КЧСиОПБ Липецкой области и муниципальных образований, на котором органам государственной власти региона и органам местного самоуправления поставлены задачи по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
К началу купального периода поисково-спасательным отрядом на водных объектах Липецкой области Г(О)БУ «Управление противопожарной спасательной службы Липецкой области» (далее – УГПСС) проведено 98 обследований дна водных объектов и их очистка.
В купальном периоде в местах массового отдыха населения у воды функционирует 41 пляж, в том числе 5 – в детских загородных лагерях и санаториях. Все пляжи прошли техническое освидетельствование в ГИМС МЧС России по Липецкой области (далее – ГИМС).
В рамках развития сети общественных спасательных постов 13 июня 2019 году на пруду с. Теплое (Лебедянский район), с. Коренёвщино (Добровский район), с Ольговка (Добриснкий район) открыты новые оборудованные места отдыха населения у воды. За счёт средств областного бюджета спасательные посты оборудован плавсредствами, спасательными кругами, спасательными жилетами, а общественные спасатели прошли профессиональное обучение по программе обучения матросов-спасателей.
На особом контроле находится безопасность детей в загородных детских лагерях. Инспекторами ГИМС совместно со спасателями УГПСС проведено 154 практических занятия с детьми и персоналом лагерей по правилам поведения на воде, оказанию помощи пострадавшим и способам спасения утопающих.
Во исполнение подпункта 2 пункта 8 постановления администрации Липецкой области от 15.05.2019 № 240 «Об итогах социально-экономического развития области, исполнении консолидированного бюджета области и областного бюджета за 2018 год и задачах на 2019 год» в УМЦ проведён комплекс необходимых мероприятий по внедрению дистанционного обучения населения в области безопасности жизнедеятельности. Приобретены оргтехника и обучающе-контролирующая система «ОЛИМПОКС» на общую сумму 1,3 млн. рублей. Штатная численность УМЦ увеличена на 2 единицы, 6 преподавателей прошли подготовку по программе дистанционного обучения. Создан сайт для проведения дистанционного обучения, подключена локальная сеть для проведения итоговой аттестации слушателей.
В 2019 году в УМЦ с применением дистанционных образовательных технологий обучено 282 человека, что составило 13% от общего числа слушателей.
В 2020 году работа на данном направлении будет продолжена.
В отчётный период в ходе подготовки к весеннему и осеннему призывам проведены инструкторско-методические сборы с военными комиссарами, председателями призывных комиссий, начальниками отделений подготовки и призыва граждан на военную службу военных комиссариатов городов и районов Липецкой области, врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Задание Западного военного округа по призыву выполнено на 100%.
В 2019 году продолжалась практическая реализация программных мероприятий по улучшению условий размещения судебных участков, укреплению безопасности участников судебных процессов, обеспечению гласности и информационной открытости, внедрению в деятельность мировых судей информационных технологий и совершенствованию кадрового потенциала.
Проведена работа по сбору информации о наименованиях улиц и других элементов городской инфраструктуры в городских поселениях региона в целях проведения мониторинга соответствия Закона Липецкой области от 5 июня 2000 года №96-ОЗ «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Липецкой области» муниципальным правовым актам. Необходимые изменения внесены Законом Липецкой области от 13 ноября 2019 года №315-ОЗ.
В отчётный период проведены совещания и «круглые столы» по вопросам перераспределения территорий судебных участков в целях выравнивания служебной нагрузки.
Также проводятся работы по улучшению условий размещения мировых судей и работников их аппаратов. Осуществлён текущий ремонт помещений судебных участков Грязинского района, г. Ельца и Октябрьского судебного района г. Липецка. Начат капитальный ремонт помещений Воловского и Данковских судебных участков.
В рамках реализации полномочий по обеспечению гласности и информационной открытости, внедрению в деятельность мировых судей информационных технологий проведен анализ официальных сайтов мировых судей, внесены изменения в их структуру и актуализировано содержание. Проведён мониторинг электронного документооборота и количества СМС-извещений в судебных участках, по результатам которого принят ряд мер организационного характера, направленных на стимулирование этого направления деятельности.
Также проводилась работа по организации электронного межведомственного взаимодействия мировых судей со службой судебных приставов, внедрению в судебных участках юридически значимого электронного правосудия, переводу архивов в электронный вид.
В отчётный период обеспечено поддержание 100% уровня укомплектованности аппарата мировых судей. Организованы курсы по дополнительному образованию для 50 мировых судей.
Ещё в 2018 году, в соответствии с действующим законодательством, УАО составлены списки кандидатов в присяжные заседатели для федеральных судов общей юрисдикции до 2022 года. В отчётный период проведена работа по их ежегодной проверке.
В 2019 году УАО как уполномоченным органом осуществлялась координация деятельности исполнительных органов государственной власти Липецкой области и их подведомственных учреждений по бесплатной юридической помощи, которая была оказана 26808 гражданам (19263 устных консультаций, 6788 консультаций в письменной форме, составлено 750 документов правового характера, осуществлено 7 представлений в судах и иных органах).
В своих обращениях граждане поднимали социально-значимые вопросы, относящиеся к компетенции органов государственной власти региона и органов местного самоуправления.
УАО ежегодно заключаются соглашения с ННО «Адвокатская палата Липецкой области» об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Компенсация расходов осуществляется за счёт средств областного бюджета.
Так, в 2019 году адвокатами оказана бесплатная юридическая помощь 417 гражданам. Общее количество случаев оказания бесплатной юридической помощи гражданам составило 2931. На компенсацию расходов из областного бюджета перечислено 1 288 580 рублей.
Также, в целях повышения правовой культуры населения, правового воспитания детей, молодежи и иных категорий граждан осуществлена реализация Плана мероприятий исполнительных органов государственной власти Липецкой области и подведомственных учреждений по правовому просвещению населения Липецкой области на 2019-2020 годы.
В отчётный период в СМИ и сети Интернет по вопросам правового просвещению было размещено 1246 материалов, издано 328 брошюр, памяток и другой информации.
За 2019 год в УАО поступило 732 обращения граждан, из которых письменной форме – 693, устно на личном приеме у начальника управления – 6, по электронной почте – 33. При этом, 687 из их общего количества, было переадресовано от вышестоящих органов, повторно поступило – 162, анонимно – 14.
Рассмотренные УАО обращения граждан касались вопросов работы правоохранительных органов, деятельности судебных приставов, органов дознания и следствия, сотрудников судебных участков мировых судей, а также разрешения конфликтов на бытовой почве и ряд других.
Поступившие обращения рассмотрены в соответствии с действующим законодательством, направлены по подведомственности – 576.
Гражданам, пришедшим на личный приём, были даны квалифицированные разъяснения и консультации в рамках компетенции и полномочий, имеющихся у УАО.
На интернет-портал «Развиваем Липецкую область вместе» в рамках компетенции УАО за 2019 год поступило 31 сообщение граждан, которым даны подробные разъяснения. По сообщениям, темы которых не относятся к компетенции УАО, были даны рекомендации об обращении в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Проведённый анализ позволяет сделать выводы о том, что основными угрозами общественной безопасности остаются: терроризм и экстремизм; наркопреступность; наркомания и алкоголизм; неосторожное обращение с огнём; опасное поведение на водных объектах; низкий уровень правовой культуры населения; увеличение количества преступников за счёт лиц, не имеющих постоянного источника дохода. Кроме того, не исключены угрозы, связанные с возникновением техногенных катастроф и происшествий природного характера.
В целях дальнейшего повышения уровня комплексной безопасности населения и территории области, обеспечения законности и правопорядка, в 2020 году в качестве приоритетных направлений УАО следует считать следующие:
– профилактика правонарушений, экстремизма, противодействие наркомании, пьянству и алкоголизму;
– оказание необходимой практической и методической помощи органам местного самоуправления на перечисленных направлениях деятельности;
– дальнейшее развитие сегментов АПК «Безопасный город»;
– подготовка и реализация комплекса сезонных мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности;
– повышение эффективности функционирования институтов добровольных народных дружин и добровольной пожарной охраны в Липецкой области;
– обеспечение регионального государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Липецкой области;
– формирование правовой культуры населения, а также навыков действий в кризисных ситуациях;
– повышение эффективности оказания бесплатной юридической помощи;
– совершенствование материально-технического и кадрового обеспечения деятельности мировых судей.