Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Региональный опыт создания отдельных пожарно-спасательных постов

Методические рекомендации

по организации создания отдельных пожарно-спасательных постов на территориях, находящихся за пределами радиуса выезда пожарных подразделений федеральной противопожарной службы

 

 

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Опыт Липецкой области по созданию противопожарной службы субъекта представлен в настоящих Методических рекомендациях по организации создания отдельных пожарно-спасательных постов на территориях, находящихся за пределами радиуса выезда пожарных подразделений федеральной противопожарной службы (далее - Методические рекомендации). Наличие противопожарной службы Липецкой области обусловлено необходимостью соблюдения нормативов прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах –10 минут, а в сельских поселениях –20 минут, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Отдельные пожарно-спасательные посты создаются в городских и сельских поселениях, находящихся за пределами нормативного радиуса выезда федеральных пожарных частей.

В Липецкой области задачи государственной противопожарной службы осуществляет государственное (областное) бюджетное учреждение «Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области» (далее - УГПСС).

Тушение пожаров осуществляют структурные подразделения УГПСС - отдельные пожарно-спасательные посты (далее - ОПСП). Штатная численность ОПСП составляет 12 человек, в том числе: командир ОПСП, заместитель командира ОПСП, 4 пожарных-спасателя, 4 водителя пожарного автомобиля. Содержание одного ОПСП, учитывая затраты на пожарно-техническое вооружение,  коммунальные услуги, зарплату, ГСМ, налоги, обходится региональному бюджету в 6 млн.руб. в год.

Порядок создания ОПСП включает в себя несколько этапов:

1. Определение мест размещения ОПСП.

Места дислокации ОПСП в поселениях региона определяются исходя из времени прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах –10 минут, а в сельских поселениях –20 минут (ст.76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), в соответствии с Методикой определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, утвержденной приказом МЧС России от 25.03.2009 № 181  («СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения»).

2. Утверждение графика создания ОПСП.

После определения необходимого числа ОПСП председателем КЧС и ОПБ региона утверждается график создания ОПСП.

3. Реконструкция или строительство пожарных депо ОПСП.

Основным способом создания пожарных депо ОПСП является реконструкция временно не используемых зданий (бывших котельных, гаражей и т.п.).

Реконструкция зданий осуществляется за счет средств местного бюджета и (или) внебюджетных источников (спонсорская безвозмездная помощь). Строительство зданий под пожарные депо осуществляется за счет тех же источников при наличии возможности.

В дальнейшем здание передается в безвозмездное пользование государственному учреждению, осуществляющему тушение пожаров. 

4. Оснащение ОПСП пожарными автомобилями.

Для оснащения ОПСП, как правило, используются пожарные автомобили после капитального ремонта или автомобили, переоборудованные из топливозаправщиков АРС, получаемых из Министерства обороны Российской Федерации.

5. Создание государственной противопожарной службы в регионе.

5.1. Принятие решения о создании государственного учреждения.

5.2.Назначение руководителя. Регистрация государственного учреждения в налоговых органах.

5.3. Разработка правовых актов.

На данном этапе разрабатываются документы, регламентирующие деятельность государственного учреждения и ОПСП (штатное расписание, положение об ОПСП, должностные инструкции работников, инструкции по охране труда, расписания выездов, планы взаимодействия подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, планы и карточки тушения пожаров и т.д., нормативы снабжения вещевым имуществом, индивидуальным снаряжением работников и технической оснащенности ОПСП).

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя,  формирует и утверждает государственное задание бюджетному учреждению, в составе которого находятся ОПСП.

6. Получение разрешительных документов.

Деятельность по тушению пожаров является лицензируемым видом деятельности (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров».

ОПСП, как аварийно-спасательное формирование, и личный состав ОПСП должны быть аттестованы на проведение аварийно-спасательных работ. Порядок аттестации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».